Практически все эти решения изначально создавались как ECM-платформы. Но в настоящее время этот класс систем позволяет не только автоматизировать документооборот — список функций и решаемых задач расширяется управлением бизнес-процессами, работой с обращениями, кадровым документооборотом и многими другими сервисами.
Все решения имеют возможность кастомизации и, в случае необходимости, доработки ядра системы под заказчика. Большинство настроек (процессов, встроенных форм) может осуществляться самими пользователями, без участия разработчиков при помощи low- и no-code инструментов: дизайнеров процессов, встроенных конструкторов и т. д. Где-то это отдельные блоки, у некоторых систем — например, «Авандок» — практически все настройки и бизнес-процессы. Кроме того, все разработчики ключевых российских ECM-систем готовы передать заказчикам исходный код.
Все системы поддерживают внутренний (ведение организационно-распорядительной документации) и договорной документооборот. Встроенные модули для ведения кадрового документооборота отсутствуют только в ECM CompanyMediaи «1С: Документооборот» — эта функция доступна после дополнительной интеграции с системами управления персоналом. «Авандок» позволяет полностью автоматизировать кадровый документооборот.
Все рассмотренные решения дают возможность вести юридически значимый электронный документооборот (ЮЗЭДО), работать с обращениями граждан, а некоторые, — организовать внутрикорпоративный чат и обсуждение документов. С помощью ECM-систем можно формировать архивы документов, однако в «1С: Документооборот» встроенной возможности создания долгосрочного архива не предусмотрено — потребуется интеграция со специализированным решением. При помощи указанных российских ECM-систем также можно создать полноценный мобильный офис.
Кроме перечисленных возможностей, разработчики предусмотрели целый ряд функций, которые делают их продукты еще более удобными для пользователей. «Авандок» —
low-code, no-code продукт-конструктор,
масштабируется без ограничений, позволяет быстро автоматизировать работу с электронными документами и связанными с ними процессами за счет набора готовых решений:
организационно-распорядительный,
кадровый,
договорной,
юридически значимый документооборот,
входящая и исходящая корреспонденция. Позволяет без навыков программирования создавать
новые бизнес-решения по управлению задачами, автоматизации работы service desk и модифицировать существующие через визуальные конструкторы без потери производительности.
LanDocs предлагает помощь в создании и ведении электронного архива проектно-сметной документации и управлении задачами команды. Docsvision поддерживает претензионно-исковую работу, внутренний аудит, управление рисками и проектами. С помощью Tessa можно автоматизировать работу сервис-деск, тендеры и закупочные процедуры. «Дело» предлагает возможность управления электронной очередью, а также мониторинга и управления сертификатами электронной подписи. В Directum RX есть функции интеллектуальной обработки первичных документов (цифровая бухгалтерия) и создания финансового архива. «Тезис» поможет провести совещание, в том числе организовать голосование и поставить задачи по результатам обсуждения.
Конечно, в текущих условиях стоимость миграции данных в новую ECM-систему не так критична, как сроки. Но по словам разработчиков «Авандок» миграция данных в системе, поддерживающей стандартные форматы загрузки, обойдется в 0 рублей, и займет всего пару дней.
Российские ECM-системы прошли нагрузочное тестирование, результаты которого подтверждены независимой стороной. Оценить, на какое максимальное число одновременно работающих пользователей они рассчитаны, довольно сложно — ведь возможности масштабирования решений за счет добавления серверов практически не ограничены. Независимое
нагрузочное тестирование «Авандок» подтвердило работу в системе 70 000 пользователей без потери в скорости отклика, благодаря инструментам горизонтального шардинга это число может почти неограниченно масштабироваться без потери производительности. LanDocs поддерживает 10 000 в централизованной конфигурации, «1С: Документооборот» в «Почте России» обеспечивает ежедневную работу 12 000 пользователей, но выдержит и одновременное подключение всех 40 000 сотрудников.
Таким образом, у российских заказчиков ECM-систем уже есть неплохой выбор решений отечественных разработчиков. «Для отечественных программных продуктов нет риска отзыва или недоступности лицензий и поддержки в будущем», — уверен Дмитрий Сытин. По мнению Романа Голикова, одним из преимуществ отечественных продуктов является соблюдение требований законодательства РФ в области информационной безопасности и документооборота, а также требований к печатным формам, учету и хранению документов. Не менее важна также высокая скорость обратной связи от производителя ПО. Ксения Овсянникова отмечает возможность работы с российскими операторами электронного документооборота и квалифицированной электронной подписью, а также низкую стоимость лицензий.